Домашняя фотостудия. Часть 7: Фильтры.
Фильтры. В пленочной фотографии фильтры - основная возможность попытаться
привнести в картинку какие-либо эффекты, усилить или уменьшить определенную иллюзию. Другая возможность - это художественная ручная
печать, где используются разные способы, в том числе те же фильтры - но в рамках нашей етмы мы этот аспект рассматривать не будем.
В домашней портретной съемке часто пытаются использовать софт-фильтры, смягчающие и размывающие все или часть
изображения. Специализированные софт-объективы справляются с этой задачей лучше, изображение становится "мягким", не
теряя при этом резкости. Почти всегда целью портрета совершенно не является передача всех мелких деталей кожи лица, таких как поры,
прыщики, морщинки. Более того, все без исключения женщины вне зависимости от возраста будут только рады картинке, на которой детали
лица будут сильно пересвечены, но зато из-за этого будут выглядеть идеально ровно. Умом могу понять причины, но поверить до сих пор
не могу в то, что глаза, две дырки ноздрей, и висящие в воздухе губы многим нравятся больше реалистичного портрета.
Софт-Фильтр. Есть фирменные. Говорить о них подробно большого смысла нет, какой
купите - тот и будет. Для цветного портрета можно брать совмещенный фильтр, который одновременно чуть "утепляет" картинку.
Но резьбовых я таких не видел, только кокины.
"Вазелиновый" софт-фильтр. Делается из любого защитного или ультрафиолетового
фильтра путем нанесения на поверхность вазелина. Кусками класть не надо. Можно поэкспериментировать с нанесением на часть фильтра,
чтобы что-то все же оставалось резким (глаза, ресницы, и волосы).
"Чулочный" софт-фильтр. Натягиваем на объектив или пустую оправу от фиильтра
капроновый чулок - и фильтр готов. Цвет чулка имеет значение. В зависимости от натяжения будет разная степень размазывания.
"Ретро-туманный" - использовать следует только на открытой диафрагме, иначе
не будет заметен эффект. Изображение получается обычно-резким в центре, и размазывается до молочной белизны по краям, в виде
окружности.
Монокли можно назвать "объективами со встроенным фильтром". Это объективы
из одной плоско-выпуклой или двояко-выпуклой линзы. Такая конструкция демонстрирует большие, прямо-таки огромные искажения
по краям кадра. Первые объективы у самых первых камер были именно такими. Резкость тоже очень специфическая. Я не видел
производимого серийно в настоящее время монокля, все были самоделками. Обычно берут неавтофокусный дешевый объектив в качестве
корпуса, выбрасывая все внутренности за исключением диафрагмы (иногда и ее выбразывают), и вставляют подходящую линзу попузатее.
В зависимости от конструкции иногда приходится вставлять удлинительное колечко. Себестоимость практически нулевая. Продавать
готовый могут за любые деньги. Несмотря на простоту конструкции сложности в изготовлении все же могут возникнуть, но в целом
создание не требует никаких талантов или опыта, процедура на уровне сборки конструктора "лего". Статьи про монокли
печатали например в "Foto&Video".
Вообще при желании делать фотографии "как у старых мастеров" нужно помнить о том, что тогда
использовались высококонтрастные материалы (других в те времена не еще придумали), негативы большого формата (очень большого по
текущим меркам), и печатали контактным способом. Точно таких же фотографий с помощью 35-мм пленки сделать невозможно, зерно
будет мешать, и детализации на отпечатках такой не добиться. Если желание не пропало - купите себе деревянный ФКД 13х18 см,
нормальная цена на него в районе 20-25$ в полном комплекте. Стеклянные пластинки поливать эмульсией перед съемкой не придется,
сейчас в магазинах достаточно большой выбор листовой пленки.
Многолучевые фильтры - бывают разные, например четырех- или шестилучевые.
Каждая яркая точка (источник света, или яркое отражение) из просто точки станет звездочкой с соответсвующим колличеством
лучей. При портретной съемке можно получить эти звездочки в глазах.