Домашняя фотостудия. Часть 2: Источники постоянного света.
Универсальная фраза - "света много не бывает". Чем больше мощность ваших источников - тем лучше.
Отражатели, зонтики, софтбоксы, фильтры - все эти вещи отнимают часть имеющегося света, частенько половина теряется на различных потерях.
Любое изображение сводится к трем основным моментам: основное изображение, второстепенные детали, фон. При этом второстепенные
детали не всегда требую отдельного освещения (при съемках в "низком ключе" фон так же не требует освещения, но это уже частный случай).
Исходя из этого будем считать, что нам минимально необходимо иметь источник света для переднего плана, и источник света для фона.
Лучшее освещение - естественное. Если есть возможность снимать в солнечном свете - лучшего и пожелать трудно. Но постоянством сей источник
не отличается, да и не все окна выходят на солнечную сторону. Жаль, конечно. По названным причинам приходится пользоваться искуственным освещением.
Лампы накаливания.
ЧБ материалы позволяют не думать о температуре света источников освещения, и допускают даже использование одновременно
источников с разной температурой излучаемого света. Цветная пленка такого не позволяет. Таким образом систему освешения на лампах
накаливания я бы советовал в первую очередь тем, кто увлекается съемками на ЧБ. Цифровые камеры с возможностью подстройки температуры белого
по образцу так же можно использовать без оговорок.
Обычно используют пленку с чувствительностью 25-100 единиц iso. У нее мелкое зерно, она недорогая. Но даже со светосильной
оптикой пленка такой чувствительности требует много света. Придется набирать целую кучу ламп, чтобы получить суммарную приемлимую мощность.
Я бы советовал не использовать лампы мощнее 250 Вт - более мощные сильно нагреваются, что нехорошо как для патрона, так и для самой лампы.
Если вы будете пробовать сделать рассеяный свет - помните о нагреве ламп, и делайте короба софтбоксов из негорючих материалов.
Вставлять лампы можно как в специальные плафоны (иногда продаются в фотомагазинах, выглядят как большие алюминиевые миски
со струбциной и патроном для лампы), так и в переделаные из бытовых "прищепочных" ламп. У них хорошо бы снять пластиковые элементы
украшений, и заменить патрон на керамический. Как одно из решений - я видел приспособленное под фотонужны окно, точнее простенок окна, в котором
владелец расположил несколько ламп. Заодно оказалось возможным регулировать световой поток с помощью штор, и немного рассеивать тюлью.
Из дополнительных удобств хорошо бы завести отражатель (освещаем с одной стороны, ставим отражатель с другой, подсвечивая
таким образом тени), и какой-либо тип рассеивателя: просветный или отражающий зонтик, софтбокс, просто висящая между источником и объектом
плотная тюль. Софтбокс удобнее в использовании, зонтики более компактны. В идеале хорошо иметь так же шторки и коническую насадку для
подсветки узким лучем - но и без них уже хорошо будет.
Плюсы у получившейся системы - прямо-таки экстремальная дешевизна, возможность купить в любом мелком городке, возможность
использования для замера обычного экспонометра.
Снимать на цветную пленку при освещении лампами накаливания можно. Но для того, чтобы цвета выглядели похожими на то,
что видите вы - нужно использовать конверсионный фильтр 80B, или пленку с индексом "Т". В противном случае у вас получатся
желтые-прежелтые картинки, получить корректные цвета при печати не сможет даже хороший печатник. Теоретически это возможно, но
практически идеальных цветов мне добиться не удавалось.
Галогеновые лампы тоже очень дешевые и доступные. На ближайшем к вам
строительном рынке наверняка предложат и фонари, и лампы для них, немного дороже ламп накаливания. Менее чем 500 Вт лампы не берите
- фонари достаточно тяжелые, много на стойку не повесить. При работе они очень сильно нагреваются, так что будьте осторожны.
Съемка на цветную пленку с галогеновыми лампами затруднительна. Можно конечно попробовать опять же фильтры - но
обычные галогеновые лампы часто слегка отличаются друг от друга по температуре свечения - лампы с нормализованным спектром купить
не всегда возможно.
При использовании цифровой камеры с возможностью настройки балланса белого по образцу снимать натюрморты
или вести предметную съемку можно уже на вполне профессиональном уровне качества, ограниченном только возможностями камеры и мастерством
фотографа.
Тепло и нагрев - это самая большая проблема источников постоянного света.
Помня, что тепло - это инфракрасное излучение, можно подумать над тем, как его отфильтровать. Мне известен только один простой и доступный
фильтр ИК - вода. Не знаю, есть ли что-либо более эффективное. Так что если вы найдете прозрачные емкости с плоскими стенками и
толщиной водной прослойки 2-3 см - все проблемы тепла можно считать решенными. Аквариумы с рыбками использовать не следует - рыбки
сварятся довольно быстро :)
Лампы дневного света - включенные по стандартной схеме как бытовые
осветители неприменимы из-за низкой инерционности свечения газа, и как следствие - помаргивание заметно даже визуально. Это
моргание почти всегда приводит к ошибочности данных замера камеры, особенно при совместном использовании с системами
вспышечного управления, замеряющими достаточность света в процессе экспонирования кадра. Ошибка бывает в 5-7 ступеней, что
уже неприемлимо.
После начала массового выпуска цифровых камер стали появляться осветители на основе ламп дневного света,
позиционируемые специально для работы с цифровиками. Все виденные мною модели были черезвычайно низкого качества, причем
ограничения в качестве накладывает сам принцип подобных приборов. С низкой частотой импульсов вроде как-то справились путем
включения в схему простого умножителя частоты (как утверждалось, но на двух образцах все равно моргание мне было видно
невооруженным взглядом). Но вот проблема изменения температуры свечения по мере разогрева ламп по-моему так ни в одном
изделии и не решена полностью. Жаль, так как задумка неплохая - эти лампы почти не греются, выдают много света, дешевы.
Но зависимость температуры свечения от поданой мощности слишком велика.