back to begin page
Digital photo Photo hardware Macro Body art Gallery
 

Домашняя фотостудия. Часть 2: Источники постоянного света.

Штатив, стойки. Часть 1 | Часть 3 Вспышки и моноблоки.

   Универсальная фраза - "света много не бывает". Чем больше мощность ваших источников - тем лучше. Отражатели, зонтики, софтбоксы, фильтры - все эти вещи отнимают часть имеющегося света, частенько половина теряется на различных потерях.
   Любое изображение сводится к трем основным моментам: основное изображение, второстепенные детали, фон. При этом второстепенные детали не всегда требую отдельного освещения (при съемках в "низком ключе" фон так же не требует освещения, но это уже частный случай). Исходя из этого будем считать, что нам минимально необходимо иметь источник света для переднего плана, и источник света для фона.
Лучшее освещение - естественное. Если есть возможность снимать в солнечном свете - лучшего и пожелать трудно. Но постоянством сей источник не отличается, да и не все окна выходят на солнечную сторону. Жаль, конечно. По названным причинам приходится пользоваться искуственным освещением.

   Лампы накаливания.
   ЧБ материалы позволяют не думать о температуре света источников освещения, и допускают даже использование одновременно источников с разной температурой излучаемого света. Цветная пленка такого не позволяет. Таким образом систему освешения на лампах накаливания я бы советовал в первую очередь тем, кто увлекается съемками на ЧБ. Цифровые камеры с возможностью подстройки температуры белого по образцу так же можно использовать без оговорок.
   Обычно используют пленку с чувствительностью 25-100 единиц iso. У нее мелкое зерно, она недорогая. Но даже со светосильной оптикой пленка такой чувствительности требует много света. Придется набирать целую кучу ламп, чтобы получить суммарную приемлимую мощность. Я бы советовал не использовать лампы мощнее 250 Вт - более мощные сильно нагреваются, что нехорошо как для патрона, так и для самой лампы. Если вы будете пробовать сделать рассеяный свет - помните о нагреве ламп, и делайте короба софтбоксов из негорючих материалов.
   Вставлять лампы можно как в специальные плафоны (иногда продаются в фотомагазинах, выглядят как большие алюминиевые миски со струбциной и патроном для лампы), так и в переделаные из бытовых "прищепочных" ламп. У них хорошо бы снять пластиковые элементы украшений, и заменить патрон на керамический. Как одно из решений - я видел приспособленное под фотонужны окно, точнее простенок окна, в котором владелец расположил несколько ламп. Заодно оказалось возможным регулировать световой поток с помощью штор, и немного рассеивать тюлью.
   Из дополнительных удобств хорошо бы завести отражатель (освещаем с одной стороны, ставим отражатель с другой, подсвечивая таким образом тени), и какой-либо тип рассеивателя: просветный или отражающий зонтик, софтбокс, просто висящая между источником и объектом плотная тюль. Софтбокс удобнее в использовании, зонтики более компактны. В идеале хорошо иметь так же шторки и коническую насадку для подсветки узким лучем - но и без них уже хорошо будет.
   Плюсы у получившейся системы - прямо-таки экстремальная дешевизна, возможность купить в любом мелком городке, возможность использования для замера обычного экспонометра.
   Снимать на цветную пленку при освещении лампами накаливания можно. Но для того, чтобы цвета выглядели похожими на то, что видите вы - нужно использовать конверсионный фильтр 80B, или пленку с индексом "Т". В противном случае у вас получатся желтые-прежелтые картинки, получить корректные цвета при печати не сможет даже хороший печатник. Теоретически это возможно, но практически идеальных цветов мне добиться не удавалось.

   Галогеновые лампы тоже очень дешевые и доступные. На ближайшем к вам строительном рынке наверняка предложат и фонари, и лампы для них, немного дороже ламп накаливания. Менее чем 500 Вт лампы не берите - фонари достаточно тяжелые, много на стойку не повесить. При работе они очень сильно нагреваются, так что будьте осторожны.
   Съемка на цветную пленку с галогеновыми лампами затруднительна. Можно конечно попробовать опять же фильтры - но обычные галогеновые лампы часто слегка отличаются друг от друга по температуре свечения - лампы с нормализованным спектром купить не всегда возможно.

   При использовании цифровой камеры с возможностью настройки балланса белого по образцу снимать натюрморты или вести предметную съемку можно уже на вполне профессиональном уровне качества, ограниченном только возможностями камеры и мастерством фотографа.

   Тепло и нагрев - это самая большая проблема источников постоянного света. Помня, что тепло - это инфракрасное излучение, можно подумать над тем, как его отфильтровать. Мне известен только один простой и доступный фильтр ИК - вода. Не знаю, есть ли что-либо более эффективное. Так что если вы найдете прозрачные емкости с плоскими стенками и толщиной водной прослойки 2-3 см - все проблемы тепла можно считать решенными. Аквариумы с рыбками использовать не следует - рыбки сварятся довольно быстро :)

   Лампы дневного света - включенные по стандартной схеме как бытовые осветители неприменимы из-за низкой инерционности свечения газа, и как следствие - помаргивание заметно даже визуально. Это моргание почти всегда приводит к ошибочности данных замера камеры, особенно при совместном использовании с системами вспышечного управления, замеряющими достаточность света в процессе экспонирования кадра. Ошибка бывает в 5-7 ступеней, что уже неприемлимо.
   После начала массового выпуска цифровых камер стали появляться осветители на основе ламп дневного света, позиционируемые специально для работы с цифровиками. Все виденные мною модели были черезвычайно низкого качества, причем ограничения в качестве накладывает сам принцип подобных приборов. С низкой частотой импульсов вроде как-то справились путем включения в схему простого умножителя частоты (как утверждалось, но на двух образцах все равно моргание мне было видно невооруженным взглядом). Но вот проблема изменения температуры свечения по мере разогрева ламп по-моему так ни в одном изделии и не решена полностью. Жаль, так как задумка неплохая - эти лампы почти не греются, выдают много света, дешевы. Но зависимость температуры свечения от поданой мощности слишком велика.
Штатив, стойки. Часть 1 | Часть 3 Вспышки и моноблоки.


Alik ©
All rights reserved - все права защищены
Design by Hodoki ©
This page is located at http://macrophoto.narod.ru

 
Используются технологии uCoz