Малая фотоохота Фотографирование мелких живых объектов, например насекомых при некоторых условиях, тоже можно считать охотой. Какую-нибудь бабочку, так же как зверя или птицу, надо найти и, не спугнув, подойти к ней на съемочную дистанцию. Эти моменты — поиск и преодоление осторожности объекта съемки — можно признать элементами охоты. Но в то же время между обычной фотоохотой (съемкой зверей и птиц) и фотографированием энтомологических объектов существуют резкие различия в методике и технике съемочной работы. Эти различия обусловливает огромная разница в размерах объектов съемки — величину зверей и птиц мы измеряем метрами и сантиметрами, а энтомологические объекты — миллиметрами и долями миллиметра. Соответственно меняется и съемочная дистанция, сокращаясь до 10— 20 см, что совершенно изменяет технические условия съемки — уменьшаются поле зрения, глубина резкости, светосила оптики и. что особенно важно при съемке живых объектов, значительно увеличивается продолжительность выдержки. Как правило, съемку можно вести только со штатива. Подвижность объекта съемки становится едва ли не главным препятствием, вынуждая фотографа искать пути и средства ее ограничения. Энтомолога рекомендуют вести съемку в утренние чаем и в прохладную погоду, пользуясь малоподвижностью насекомых при низкой температуре. Некоторые из этих спепиалистов предлагают более решительный метод: сначала надо поймать подвижное насекомое, поместить в энтомологическую морилку, но не убивать, а только парализовать его и вынуть из морилки с признаками жизни. Затем полумертвое насекомое поместить на веточку, камешек и т. п. (в обстановку, которая считается для него подходящей), подождать когда насекомое начнет оживать и, пока не восстановилась его подвижность, спокойно производить съемку. Интереснее всего, что такой метод они совершенно серьезно называют «фотоохотой». Автор полагает, что в этом случае охота кончается в тот момент, когда насекомое поймано. Все последующее — замаривание, организация искусственных условий, оживление и фотографирование ничего общего с охотой не имеют. С таким же успехом можно поместить мертвое, консервированное насекомое на искусственно созданный фон и снять. При мастерстве энтомологов препарировать насекомых, можно не сомневаться, что на снимке насекомое выйдет "как живое". Нельзя считать фотоохотой съемку зверей, понявших в капкан. подранков, птиц с перебитыми крыльями а т. д. Предлагаемым метод ничем от этого не отличается. Фотоохотой можно признать только такую энтомологическую съемку, которая производится в естественных условиях, без нарушения нормальной жизнедеятельности объектов съемки. Поиски способов ограничения подвижности насекомых, чтобы облегчить фотографирование, в свое время были вызваны несовершенством фотографической техники. Теперь появились новью съемочные средства и фотографирование насекомых в естествен ных условиях, не прибегая к искусственным приемам, стали возможным. Какие же съемочные средства дают эту возможность? Во-первых, мгновенная паводка на фокус, легко фиксируюoая подвижные объекты, во-вторых, телеприставки, увеличивающие фокусное расстояние любого объектива, в-третьих, импульспые лампы, обеспечивающие съемку при малой светосиле объектива и, в-четнертых, ружейная ложа, придающая фотокамере устойчивость вместе с высокой маневренностью. Значение мгновенной наводки для съемки движущихся объектов очевидно без всяких пояснений. Заметим только, что мгновенная наводка используется зарубежными фирмами в специальных приставках для фотографирования мелких объектов и макросъемки. Фоторужье с мгновенной наводкой "ФРАМ-11/65" при объективе "Индустар-51" 4,5/210 мм с дополнительным тубусом можно снимать мелкие объекты в масштабе 1/2 натуральной величины. Особое место в современном фотооборудованнц для энтомологической съемки принадлежит телеприставкам. При съемке зверей и птиц съемочная дистанция определяется минимальной: допустимой величиной изображения на негативе. При съемке мелких объектов приходится говорить не о минимальной величине, а о масштабе изображения. Масштаб фотографического изображения определяется формулой где М — знаменатель масштаба; F — фокусное расстояние объектива; D — съемочная дистанция. Масштаб изображения прямо пропорционален величине фо кусного расстояния объектива и обратно пропорционален величине съемочной дистанции. При съемке предмета разными объективами в одном масштабе съмочные дистанции будут пропорциональны отношениям их фокусных расстояний. Например, для съемки в масштабе 1/4 объективом F = 50 мм потребуется дистанция 25 см, для объектива Т7 = 135 мм — 67 см и для объектива Т7 = 300 мм—1,5 м (дистанции и фокусные расстояния относятся как 1:2,7:6). Таким образом, при съемке энтомологических объектов длиннофокусная оптика имеет несомненное преимущество. Достаточно сравнить условия съемки живого объекта с расстояния в полтора метра или с 25 см, когда неизбежно приходится искать способы ограничения его подвижности. Съемка с близких дистанций требует большого выдвижения оъектива. Тубусы сменных объективов к малоформатным камерам на это не рассчитаны — наводка на ближний план ограничивается 1.5—3 м. Для съемки на более коротких дистанциях к ним добавляются или "удлинительные кольца", или специальные приставки с мехом, имеющим большое растяжение. Прп оъективах с небольшим фокусным расстоянием (до 135 мм) специальные приставки очень удобны, они позволяют делать снимки в крупных масштабах, до натуральной величины включительно (при f= 50 мм). Для оптики с фокусным расстоянием более 135 мм применение удлинительных колец становится очень затруднительным. Совершенно иначе решается этот вопрос с помощью телеприставок. Добавлений телеприставки увеличивает фокусное расстояние, не требуя дополнительного выдвижения объектива, т е удлинительных колец или приставки с мехом. Например, телеприставка ленинградской фотомастерской, упоминавшаяся выше n= 2.5 увеличивает f = 135 мм до 337 мм и дает изображение в масштабе 1/4 примерно с 1.5 м, тогда как для получения такого масштаба без телеприставки требуется дистанция 67 см и применение удлинительных колец. Правда, дистанция увеличивается не в 2,5 раза, а немного меньше (приблизительно в 2.25—2.3), так как при установке объектива на ближнюю наводку увеличивается промежуток между положительным и отрицательным компонентами, что уменьшает фокусное расстояние всей системы. Таким же образом добавление этой телеприставки к "ТАИР-3" 4,5/300 увеличивает фокусное расстояние до 750 мм и позволяет получить тот же масштаб 1/4 с дистанции около 3/5 м. По-видимому, для энтомологической съемки особенно подходит комбинация "Юпитера-11" 4/135 мм с телеприставкой n = 2.5. Возможность снимать в масштабе 1/4 с дистанции 1,5 м решает вопрос о съемке в естественных условиях целого ряда насекомых. Изображение на негативе в 1/4 в натуральной величины, при проекционной печати с 10-кратным увеличением, дает позитивное изображение в 2,5 раза больше натуральной величины. Так, изображение бабочки, имеющей в размахе крыльев 5 см, на отпечатке будет 12.5 см; насекомое размером 20 мм на отпечатке будет увеличено до 4 см и т. д. Однако при очень малом размере насекомого масштаб 1/4 может оказаться слишком мелким. В этом случае тот же «Юпитер-11», но не с телеприставкой, а с удлинительными кольцами, дает возможность съемки в более крупном масштабе с короткой дистанции. В пользу предлагаемой комбинации говорит и ее легкость, портативность и дешевизна. Еще удобнее составной телеобъектив с механическим включением и выключением отрицательного компонента, о чем уже говорилось выше. Недостатком телеприставок является значительное уменьшение светосилы, относительно основного объектива. Но этот недостаток устраняет применение импульсных ламп. Импульсные лампы дают мощный поток света в течение 1/1000, 1/2000 сек, что позволяет фиксировать даже полет насекомых. Заслуживает внимания новая малоформатная фотокамера "Зенит-7" Красногорского завода, в которой конструкция затвора допускает съемку с импульсной лампой при скорости 1/125 сек, устранив неудобство такой съемки только при 1/30 сек, как это было в камерах старых выпусков ("Зенит-С", "Зенит-3", Зенит-ЗМ" и "Зенит-Е"). Синхронизация импульсной лампы с выдержкой 1/125 сек чрезвычайно облегчает использование комбинации прямого солнечного света с электронной вспышкой, позволяющей без труда снимать самых подвижных насекомых, показывая не только их формы, но и мельчайшие детали. Незаменимую помощь при съемке живых малых объектов оказывает ружейная ложа, так как в этом случае в равной мере необходимы как устойчивость, так и маневренность фотокамеры. Специфические условия энтомологической съемки дают возможность снимать "с колена", когда ружейный приклад дает фотокамере твердую устройчивость, мало уступая штативу. Кроме того, на ружейную ложу удобно монтируется импульсная лампа, без которой теперь трудно представить себе энтомологическую съемку. К современным техническим достижениям, устраняющим необходимость искусственного ограничения подвижности объектов съемки, надо добавить высокочувствительный негативный материал с большой разрешающей способностью, сохраняющей резкость изображения на увеличениях свыше 20-кратного, а также рецептуру проявителей с фенидоном, повышающих светочувствительность негативных эмульсий в несколько раз. Таким образом, охотник-энтомолог имеет возможность снимать свою "дичь", не нарушая естественных условий ее существования. Применение современной фотографической техники во много раз облегчает энтомологическую съемку по сравнению с прошлыми годами, когда каждый удачный снимок требовал огромного труда и времени. Но одной техники недостаточно, нужны серьезные энтомологические знания, нужен острый глаз наблюдателя, нужно умение находить интересное содержание для каждого снимка и нужна увлеченность охотника. Только при этих условиях можно выразительно показать на снимках удивительную, загадочную жизнь мира насекомых.
Alik © |