back to begin page
Digital photo Photo hardware Macro Body art Gallery
 

Советские объективы

   Советская потребительская оптика соответсвует общему уровню советской же фототехники. Это аксиома, доказывать ее - все равно что изобретать колесо. Древние разработки, плохое исполнение, очень посредственное просветление, низкая культура производства, и как следствие - масса брака, поломки, плохое качество картинки. Сравнивать ее с современной импортной смысла нет ни малейшего - это вещи разного уровня. Так что любые слова и сравнения относятся только к советской технике, "хорошо" - это значит хорошо для советского объектива, а не для всей мировой фотопродукции. С другой стороны - для ЧБ пользоваться или вполне можно. При покупке и вообще желании прикупить что-либо из подобной оптики отдавайте себе отчет в том, что ее главное преимущество - дешевизна и широкое распространение на просторах бывшего СССР, и пользовались ей раньшеа повсеместно не из-за мифического качества, а только из-за полного отсутсвия в магазинах чего-либо иного.


   Гелиос-44 - притча во языцах всех фотографов. В принципе поздние модификации не так уж и плохи, 44-4 вполне можно пользоваться. Если повезет с экземпляром. Но в большинстве своем эти объективы годятся только для переделки в монокли, да и стоят соответственно - при желании находимо по 10-30 рублей (30 центов-1$).

   Индустар 61 Л/З - Довольно резкий (намерил ~41 п.лин./мм) полтинник, из-за конструктива не боится боковых засветок - имеет встроенную бленду. В нем использована линза с добавлением лантана, отчего со временем оно темнеет, и снимки все больше и больше уходят в сепию.

   Юпитер-37 - 135мм, но при этом мягкий. Это не маленький телевик, это большой портретник - мелкие морщинки скрадывает.

   Волна-9 - лучший советский макро-объектив. Полтинник, 1:2. Резкий. Светорассеяние и цветопропускание хромает по сравнению с дешевыми импортными, картинка как через марлю - но на фоне г-44 разница будет видна сразу. Конструктив похож на И-61ЛЗ, но больше по габаритам.

   Рубинар (МТО) 500-1000 - зеркально-линзовые телевики с неизменяемой диафрагмой. Фокусное расстояние конечно очень заманчиво, 500мм/5.6 или 1000мм/11- звучит интересно за 20-40$, но реально все не так шикарно. Габариты и вес большие, у 1000 - просто пугающие (2.3 кг, у 500 - 1.6 кг). О какой-либо съемке без штатива лучше сразу забыть. Глубина резкости маленькая из-за неизменяемой диафрагмы (на 500мм с 2.2 метров глубина резкости составляет всего 6 - шесть! - мм). Как говорил один господин - "А процесс фокусировки на МТО... Песня. Типа «Похоронный марш»". Любая точка в зоне нерезкости выглядит как бублик. Вобщем этими вещами можно несколько раз поиграть, но для сколь-либо серьезной съемки они не годятся. Луну разве что снимать в разных ракурсах.
   С пеной у рта один гуманоид недавно доказвал превосходность этих объективов. Над всем и вся. Замерял оптических коней в вакууме, и рассказывал про 250 пар линий на мм. Он, не я. Я таки добрался до оборудования, и не поленился измерить фотографическую разрешающую способность, стандартная мира с 6 метров (минимальная дистанция фокусировки у 500 и 1000 разновидностей соответсвенно 2.2 и 4 метра, измерять на крайних значениях по-моему неправильно). Результат получился в среднем около 26 пар линий. У одного из двух доступных Р-500 по центру почти 30 линий/мм, у второго поменьше. Не густо, прямо скажем. 50 пар линий на мм и то считается неважным результатом у нормальной оптике. Разница в светопропускании между красной и фиолетовой части спектра - около 15%. К тому же реальная светосила отличается от указанной где-то на ступень. В худшую сторону. Если вы используете внешний экспонометр - помните об этом.
   Вот ведь, знал что посредственные стекла, но не думал, что все настолько плохо. Так бы и не узнал, если бы не сподвигли на точную проверку. Пришлось начальнику лаборатории бутылку коньяка за аренду выдавать, сплошные убытки :)
Есть еще ЗМ-5 - это 500/8, тоже зеркальник. Почти вдвое меньше диаметром по сравнению со совим 5.6 собратом, и значительно легче. Проблемы все те же, что и у 500/5.6, но при этом больше ГРИП, но еще меньше разрешающая способность.

   Таир-3 - 300/5.6 трехлинзовый телевик. Резкий.

   Юпитер-9 - 85/2, портретник, хороший рисунок за свои деньги. Выпускался и на м39, и на м42

   Гелиос-40 - тоже портретник. Как высказался один из владельцев - "ничего особенного, но светосила высокая". Светосила 1.5, и вес около 1 кг - вобщем применение ограничивается студией. Если используете его зажимая дырку на 2 и далее - лучше возьмите предыдущий юпитер

   Мир-1Б - 37мм широкоугольник. Покупать не нужно. Мне не попадалось ни одного экземпляра, который был бы звеняще-резким, приятно-резким, или на худой конец просто резким, как положено широкоугольнику. Плюс изначально разболтанный конструктив.

   Из другой совейской мелочевки, которая бывает нужна - колечки удлинительные за 50-250 рублей (б.у./новые) могут пригодиться, апохромат АП-2 или АП-4 (в последний раз в магазине обращал внимание году в 2001, за 56 рублей лежало), телеконвертер ТКЛ-2 (200-650 руб, брать только его - остальные еще хуже). Штатив, вот это обязательная вещь, если еще нет - купите его перед всем остальным. Минимум на 4-5 кг рассчитанный. Совковые видел по 50-250 рублей. Можно брать деревянный для дома - оно тяжеловато, и выглядит экзотически, но надежно. От ФКД к примеру.

   Я бы не советовал вкладывать значимые для вас деньги в советское фотопроизводство. Если уж хочется - попробуйте собрать линейку оптики за смешные деньги, но не надейтесь на то, что заплатив в сто раз больше за объектив того же красногорска вы получите в сто раз лучшее качество. Если ко всему прочему ваши вкусы лежат в области ЧБ - для подобных работ у вас будет вполне приемлимый инструментарий. Как разбогатеете - купите импортную коробку, на которой будете использовать имеющиеся стекла через переходник. Этот вариант вообще самый бюджетный и самый удобный для приличной съемки любительского ЧБ. Например переходник м42-EOS стоит новый 450 руб, коробка canon 500n / 3000n стоит новая в районе 120$ (с рук 60-80), (eos300 - 100-130 за б.у., еще поновее модель) в результате получается вполне современная электронная камера с точным затвором и хорошей встроенной экспонометрией (работающей с неродной оптикой!), приоритетом диафрагмы и ручными режимами (остальные режимы будут хотеть EF-совместимой оптики для управления диафрагмой), НАДЕЖНОЙ, и с большим ресурсом. Плюс встроенная вспышка на всякий случай будет.



   Всем русофилам, зенитоманам, и другим странным людям посвящается:

   Русскиi фототехнiк

   Лучший русский защитный фильтр - освященный. Хорош также трехцветный ремешок для камеры, а футляр вышить крестиком. Покровитель русской фотографии (св. Евлампий) всегда с таким ходил, значит - и нам след...
   Да, в Праздники Великие не снимай, грех это!

   А каждую десятую пленку следует церкви Жертвовать.


   Часовню что ли на даче отстроить в честь этого Евлампия? По стенам камеры развесить, пинхол ("камера обскура" по-местному) с лампадкой в центре, опять же крестные ходы с софтбоксами на моноподах устраивать можно, блудниц в фотомодели обращать, отороков на путь истинный наставлять, групповые медитации в даркруме опять же... Над входом фотографический красный фонарь обязательно. Лепота будет!
   Лишь бы в купель с джакузи никто фиксажу не налил...



InterReklama
InterReklama

Alik ©
All rights reserved - все права защищены
Design by Hodoki ©
This page is located at http://macrophoto.narod.ru

 
Используются технологии uCoz