back to begin page
Digital photo Photo hardware Macro Body art Gallery
 

   Источник этой статьи выяснить не удалось - ко мне она попала в виде вырваных страничек из какого-то журнала, по формату похоже на "Науку и жизнь", по стилю видимо 1970-1974 годы.

Alik

Приемы фотографирования птиц в природе (часть 2).

Краснозобая гагара1. Красноэобая гагара. Этот снимок сделан из укрытия - съемочной палатки. Но даже приученная к укрытию, птица, всякий раз проплывая мимо, с тревогой посматривала в сторону спрятавшегося фотографа («Зенит-ЗМ»: «Таир-3», Ф-300 мм).

   Фотографирование каждого живого объекта в его естественной природной обстановке требует специальных приемов, правильный выбор которых имеет более существенное значение, нежели применение той или иной оптики. Особенно изобретательным приходится быть при съемке осторожных животных, например птиц. Птицы, как известно, очень подвижны и при малейшем испуге легко перемещаются на большие расстояния, поэтому при фотографировании птиц прежде всего надо быть как можно менее заметным.

   методы фотографирования птиц в природе, применяемые натуралистами, можно подразделить на три группы: съемка издалека, с использованием фоторужья; настораживание камеры у предполагаемого места появления птицы; подкарауливание в различных укрытиях.

   Как правило, каждый из фотографов-натуралистов владеет и является поклонником какого-либо из этих методов, считая остальные малопригодными для фотографирования; в частности, авторы этой статьи фотографируют птиц в природе почти исключительно из укрытий. Но, стараясь быть в какой-то мере объективными, мы должны сказать, что, хотя съемка из укрытия и дает возможность постепенно побороть пугливость и настороженность птиц, провести наиболее полные наблюдения и получить серию снимков одного объекта, в ряде случаев нельзя достичь того, что может дать настораживание камер или фотоохота.

   Настораживание камер имеет неоценимые преимущества при фотографировании пугливых птиц а открытой местности. Недостаток этого метода, по нашему мнению, прежде всего в том, что фотограф в момент съемки лишен возможности непосредственно наблюдать за объектом. Кроме того, применяя этот метод, необходимо хорошо владеть техникой, чтобы в полевых условиях самому применять и конструировать специальные, подчас весьма сложные настораживающие устройства.

   Съемка с подхода незаменима при фотографировании птиц в полете, при «репортажной» съемке жанровых сцен из жизни животных и часто является единственно возможной в городских условиях или при дальних переходах. Она требует от фотографа хорошей реакции, находчивости и подвижности.


   Во всех трех указанных методах большое значение имеет маскировка. Легче всего, разумеется, замаскировать настороженную камеру. Больше думать о маскировке приходится фотоохотнику. Помимо костюма защитного цвета, он часто прибегает к дополнительной маскировке при помощи веток, травы и т. п. Остроумно скрывались от бдительных глаз птиц английские фотографы братья Кеартон. Они использовали макеты пней или полые чучела домашних животных.

   При съемках из укрытий большинство как русских, так и зарубежных современных фотографов-натуралистов применяют специально сшитую для этой цели палатку. Чаще всего она имеет прямоугольную форму размером 120x100x75 см. Однако можно найти приверженцев треугольных (Огнев, Мариковский, Шильдмахер) и даже цилиндрической (Данилов) форм укрытий. Палатка-укрытие делается из самых различных доступных фотографу материалов. Основное требование к ткани — она не должна просвечивать, цвет — защитный, камуфляжный.

   Своеобразное укрытие использовал зоолог Л. П. Познанин. Он применял окрашенный в защитный цвет и свернутый в виде цилиндра лист фанеры. Значительно реже съемку животных в природе ведут из-за различных передвижных или стационарных ширм, сделанных из материи или веток.

   Некоторые натуралисты фотографируют птиц из обычных шалашей. Об устройстве таких укрытий из всевозможного подручного материала можно прочитать в книгах и статьях по натурным съемкам у Г. Шульца. С. И. Огнева, Н. Д. Митрофанова, И. О. Гомельского и других. Однако, на наш взгляд, шалаши меньше подходят для фотографирования птиц, чем палатка. Прежде всего на их устройство уходит много времени, что при съемке, например, у гнезд недопустимо. Для того чтобы шалаш не просвечивал, его стенки приходится делать толстыми, что затрудняет маневренность съемок. Обладают шалаши и рядом других недостатков. Сделанные из живых веток и травы, они быстро сохнут, шуршат. Осыпающиеся листья загрязняют оптику. Все сооружение при необходимости бывает трудно переставить на новое место.

   Палатка, окрашенная в защитный цвет, в большинстве случаев требует незначительной маскировки. Для удобства крепления маскировочного материала на стенки ее можно нашить веревки. Во всех случаях степень маскировки палатки должна сообразовываться с осторожностью птицы, временем года, окружающей обстановкой. При съемке особенно осторожных птиц мы часто применяем переносную, установленную на каркасе, палатку, которую тщательно оборудуем и маскируем вдали от гнезда, а затем постепенно приближаем.


Следующая страница (часть 2)


Alik ©
All rights reserved - все права защищены
Design by Hodoki ©
This page is located at http://macrophoto.narod.ru

 
Используются технологии uCoz