back to begin page
Digital photo Photo hardware Macro Body art Gallery
 

Часть 9. Пленки.

Камера. Часть 8 | Часть 10 Расставляем свет.

   Все фотопленки можно разделить на несколько категорий по свойствам. Эти свойства универсальны, и не зависят от производителя. Если вы знаете разницу между цветной и ЧБ пленкой, и вообще имеете представление о том, на что и зачем снимают - смело пропускайте эту часть.

   Негативные и позитивные. Если глядя на пленку вы видите что-то странное - вроде бы картинка есть, но цвета совершенно не те, что должны быть, да еще на рыжем фоне - это негатив, для последующей печати на фотобумаге.
   Если поосмотрев на проявленную пленку вы увидите "нормальное" изображение - обычные цвета, только на пленке - то это позитивная пленка, слайд. Его можно вставить в проектор, и рассматривать картинку на стене. Или рассматривать, подсветив светом сзади.
   Зачем нужно такое разделение? Почему не снимают только на слайд, а потом не печатают с него по мере необходимости? Основная причина - стоимость. Проявка одной пленки негатива стоит обычно около 10р (С-41), слайда - от 70р (E-6). Далее со слайда действительно можно печатать фотографии, на бумаге, но на специальной бумаге, и гораздо дороже, чем с негатива (называется "прямая печать", и бумага, и химия иные - на основе хрома).

   Черно-белая и цветная пленки. Тут все понятно по названию - на ЧБ получаются черно-белые фотографии, на цветных - цветные. Черно-белые пленки можно еще поделить на " классические" и "с маской" - последние проявляются и печатаются как и цветные, обычно по С-41 процессу. Мне не приходилось видеть ЧБ слайд в продаже - но может быть из-за того, что никогда не искал такого.

  Чувствительность. Выпускают пленки самой разной чувствительности, сейчас широко распространены пленки от 50 до 1600 единиц ISO. Бывает и больше, и меньше - но уже не во всяком даже крупном магазине. Чем больше число - тем выше чувствительность, при одной и той же яркости освещения более чувствительная пленка нуждается в меньшей выдержке, а значит опасность размазать картинку будет меньше. Почему же все не используют самую чувствительную пленку? Самая главная причина - при росте чувствительности увеличивается и зерно (те мелкие частички, из которых и состоит картинка). Прогресс в технологии есть, и современные пленки по сравнению с использовавшимися пару десятков лет назад имеют гораздо меньшее зерно при той же чувствительности. Но "меньше" и "совсем не видно" - это вещи разные, и при необходимости печати с большим увеличением для улучшения качества снимают на пленку форматом побольше.

   Формат пленки - это ее геометрические размеры. Камера рассчитана на пленку определенного формата, и другую в нее не засунуть (в камеру крупного формата часто с помощью адаптеров можно вставить более узкую пленку, но что-то хорошее получается черезвычайно редко - оптика тоже рассчитывается в соответствии со в том числе и форматом пленки). "Обычная " пленка - это 135 формат. Раньше ее называли "кинопленкой" - на нее и правда кино снимают и крутят. Некоторые плленки можно купить не только в роликах, готовых для вставки в камеру - но и рулонами (бобинами), несколько десятков метров в одном рулоне. Это получается порядком дешевле, но приходится вручную отматывать и отрезать от рулона кусочки, перематывать их на многоразовые катушки, и все это без доступа света. Плюс - цена, и то, что пленка по всей длинне будет вести себя одинаково, как бы ее не разрезали (купленная отдельными роликами может слегка отличаться качеством, цветами, или чем-либо еще), минусы - много ручной работы, довольно трудоемко, и многоразовые ролики довольно редки - советские и российские лучше не использоваать, они часто царапают пленку уплотнителеем.
   Есть пленки шире, есть пленки Уже. Более узких по сравнению со 135 форматом по-моему массово более не выпускается, умерли вместе с кончиной 9.5-мм бытового кино. Хотя фотокамеры для 8-мм пленки еще делают, и успешно - "Minox" например, первая камера была сделана еще в 1934 году. Формат кадра - 8х11 мм. Минокс делает пленку в кассетах для своих камер, но в свободной продаже ее увидеть малореально - продают и принимают в проявку по почте, других продавцов подобных вещей назвать затрудняюсь. В СССР делался "киев-30" и "киев-Вега" на узкую пленку. Сейчас для игр в шпионы проще взять часы со встроенной цифровой камерой, или щелкнуть кадр мобильником, или просто купить маленькую цифровую камеру за сотню $, размером с кредитку. Но минокс гораздо более стильная штучка, и стоит коллекционный экземпляр в районе полутора тысяч долларов ( но есть и "модели для народа", порядка 300$). Так же доступен полных арсенал дополнительного оборудования - от минвспышек до миниувеличителей и минипроекторов.
   Из более широких распространен "рольфильм", "средний формат", "mf ", "medium format" - "тип 120", шириной 60 мм, на бумажном ракорде. Такой же ширины, но длиннее и без бумаги есть "тип 220". В СССР такой пленки не делалось и не закупалось, и до сих пор в России ее купить очень нелегко.
   Далее идут листовые пленки, размер в см: 6х7, 6х9, 9х13,13х18, и далее. Камеры с размером кадра от 9х13 и более часто называют "большим форматом".

  

Камера. Часть 8 | Часть 10Расставляем свет.


Alik ©
All rights reserved - все права защищены
Design by Hodoki ©
This page is located at http://macrophoto.narod.ru

 
Используются технологии uCoz