back to begin page
Digital photo Photo hardware Macro Body art Gallery
 

Весна - Лето - Осень - Зима

Календарь фотоохоты. Зима.

   Зима. Зима — первая пороша — у какого охотника не забьется сердце при этих словах...

   Зимой следы на снегу выдают зверей, облегчают их выслеживание. С выпадением снега начинается страдная пора охотников -промысловиков и долгожданное время излюбленной охоты многих охотников-любителей. В это время оживляется и фотоохота — после темных, беспросветных дней поздней осени снег, отражающий много света, сразу улучшает освещенность, а следы на снегу открывают новую, увлекательную тематику.

   В течение зимы условия фотоохоты далеко не одинаковы.

   После зимнего солнцестояния (23 декабря) быстро возрастает интенсивность света, облегчая фотосъемку. В то же время постепенно увеличивающийся снежный покров и усиливающиеся морозы затрудняют ее. В зимнее время года ясная погода с обилием света обычно сопровождается морозами. Русский человек, как известно, мороза не боится, но мороз опасен для фотоаппаратуры — при низкой температуре затворы фотоаппаратов перестают работать. В начале зимы чаще бывают пасмурные дни при небольшом морозе и даже оттепели, а во второй половине -ясная погода и сильные морозы. Таким образом, фотосъемочные условия зимнего сезона делят его на два периода: первый — это от выпадения снега до январских морозов, второй — с января до начала таяния снега.

   Первый период. Наиболее интересная тема зимней фотоохоты — это съемка следов зверей п птиц. Следы на снегу своего рода стенограмма, раскрывающая, если суметь ее расшифровать, всю зимнюю жизяь зверей и отчасти птиц до самых мельчайших подробностей, скрытых от непосредственного наблюдения. Умение читать следы — сложное искусство, необходимое каждому охотнику, а тем более фотоохотнику. Лучшее пособие для изучения этого искусства — следы на снегу, а лучшее время для этого — это начало зимы, когда снег еще неглубок, следы зверей и птиц четки и ясны.


   Съемочные условия. Снег отражает падающий на него свет, увеличивая интенсивность освещения и смягчая контрасты. Смотри приложение II в конце книги. При этом резко отличаются хорошие условия — в ясную погоду благодаря обилию света п смягчению контрастов, и плохие условия — в пасмурную погоду, когда рассеянный свет неба, слагаясь с рассеянным светом от снега, совершенно нивелируют рельеф предметов и скрадывают их контуры. В последнем случае надо особенно опасаться передержек.

   Вследствие низкого стояния солнца (в середине декабря для широты Москвы высота его в полдень 11°) все наземные предметы дают длинные тени, окрашенные в голубой цвет. Контраст голубых теней, зрительно хорошо воспринимаемый, не всегда достаточно передается на снимках. В этом случае целесообразно применение желтых светофильтров (типа «ЖС-17»), чтобы усилить тени. При монотонном освещении применять желтые светофильтры бесполезно.

   В начале зимы фотоохоте часто препятствует неустойчивая погода — метели, снегопады, оттепели. В это время фотосъемка затрудняется не только плохими условиями освещения, но и опасностью порчи аппаратуры п оптики от снега и капели. Предупреждаем начинающих фотоохотников — в случае попадания снежинок на линзы объектива ни в коем случае нельзя сдувать их своим дыханием. На поверхности охлажденного стекла влага выдыхаемого воздуха сейчас же конденсируется в виде мелких капелек и примерзает к стеклу, повреждая просветленные объективы. Снег можно сдувать только резиновой грушей или осторожно стряхивать очень мягкой кисточкой.

   Охота на засидке. В этот период фотоохота из специально построенных скрадков применяется главным образом для съемки тетеревов, кормящихся на березах. При этом на березах устанавливают чучела, к которым подсаживаются тетерева. Охота на тетеревов с чучелами подробно описана в охотничьей литературе. Фотоохота отличается от нее только заменой дробовика фоторужьем. Хороший свет и особенно иней, украсивший березы, делают такие снимки очень выразительными.

   Так, фотоохота на лисиц с манком, подражающим писку мыши или крику раненого зайца, по существу является съемкой из укрытия, так как успешность ее определяется маскировкой it умением подманивать зверя. Тем более надо считать съемкой из укрытия фотографирование на облавных охотах, когда фотоохотник не выслеживает, не скрадывает зверя, а караулит его появление.

   При всех видах зимней съемки из укрытия необходима хорошая маскировка. Одежда охотника должна быть совершенно белой, чтобы его фигура не выделялась на снегу. В этом случае белые комбинезоны надежнее белых халатов; во-первых, они меньше стесняют движения, и, во-вторых, при ветре полы халатов раздуваются, шевелятся и демаскируют охотника.


   При этом возникает вопрос и о маскировке фоторужья. В зимних условиях он решается гораздо проще, чем летом. Ложу фоторужья можно обмотать белым марлевым бинтом, тубус объектива и фотокамеру можно либо также обмотать марлей, либо оклеить белой бумагой. Если воспользоваться резиновым клеем, то бумага будет хорошо держаться и хорошо сниматься, не портя аппаратуры.

   Еще одно замечание относительно маскировки. При низком стоянии солнца все предметы в том числе и фигура охотника отбрасывают длинные тени. Об этом надо помнить. Охотник может удачно укрыться от взора животного, а его тень все равно остается на виду. При неподвижных тенях окружающего леса шевелящаяся длинная тень может привлечь внимание животного и отпугнуть его.

   Ходовая охота. К ходовой фотоохоте зимой в первую очередь относится изучение и фотографирование следов. Успешная съемка следов возможна не при всякой погоде. Легче всего фотографировать свежие следы по мягкой пороше, когда след «как печатный» и, кроме того, солнечное освещение подчеркивает форму и объем следа. Чрезвычайно интересна повторная съемка одного и того же следа с определенной фиксированной точки. Надо снимать сначала совершенно свежий след, затем снять этот же след через два часа, через четыре, через сутки, через двое суток п т. д. Таким образом можно очень наглядно показать признаки, отличающие свежий след от старого и определяющие его давность. Интересно также снять один и тот же след при разном направлении света. Съемка следов самца и самки одного вида и разных особей одного вида и пола покажет, как различать индивидуальные особенности следов. Чрезвычайно интересна последовательная съемка следов одного животного на длительном протяжении, с выборочным показом отдельных моментов его поведения.

   Начинающему фотоохотнику советуем, прежде чем приступать к фотографированию следов, основательно изучить упомянутое уже руководство проф. А. Н. Формозова «Спутник следопыта» и небольшую, но очень ценную книжку замечательного следопыта Н. А. Зворыкина «Как определить свежесть следа» М.—Л., пзд-во КОИЗ, 1934.

   Начинать съемку следов надо с наиболее простой задачи — с фиксации следов различных зверей: зайца, лисицы, белки, куницы, енотовидной собаки, волка (если встретится), лося и других наиболее обычных обитателей наших лесов. Освоив технику съемки, можно перейти и к более сложной теме. Пройдя по следу одного животного на большом протяжении, надо искать и фотографировать изменения характера этого следа, обнаруживающие действия животного — кормежка, отдых (лежка), тревога, бегство и т. д. Если при этом удастся снять и само животное, след которого удалось сфотографировать, то фотоохотника можно поздравить с полным успехом.

   При съемке следов обязательна запись, когда, где и при каких условиях произведена съемка. Без записей снимки теряют ценность. Снимки следов следует систематизировать в форме «блокнота следопыта», регистрирующего наблюдения фотоохотника.


   Следы на снегу, кроме зверей, оставляют и птицы. Расшифровка и фотосъемка этих следов представляет не меньший интерес, особенно для любителя-орнитолога.

   Для съемки следов фоторужье с длиннофокусной оптикой малопригодно, нужен «нормальный объектив» — та самая вторая камера, о которой упоминалось уже несколько раз. При этом необходим и желтый светофильтр.

   Календарные сроки определяются временем выпадения снежного покрова, обычно с конца ноября — начала декабря до начала января.

   Второй период. Этот период более благоприятен для фотосъемки, так как отличается обилием света — яркими солнечными днями. Именно обилием света привлекает художников зимний пейзаж второй половины конца зимы. Начало периода, январь — самый холодный месяц года, а потому фотоохота нередко затрудняется низкой температурой.

   Съемочные условия. В солнечные дни второй половины зимы свет ослепительно ярок и вместе с этим он смягчается массой рассеянного света, отраженного снежной поверхностью. Но солнечные дни в начале периода большей частью сопровождаются усилением мороза. Фотоохотник попадает в трудное положение -обычный малоформатный аппарат (на 35 мм пленку) в таких случаях носят под верхней одеждой, вынимая только в последний момент перед съемкой и тотчас же пряча его обратно. Таким образом, удается избежать застывания затвора и неполадок. Фоторужье за пазуху не положишь — его приходится носить наруже, а потому затвор застывает и в нужный момент отказывает. Затвор камеры «Зенит» работает исправно при температуре до минус 10°. при минус 12—15° работает с замедлением, а при минус 20° и ниже — останавливается.

   Охота на засидке. Глубокие снега, выпадающие к концу зимы, осложняют жизнь обитателей леса. Многие птицы и звери начинают страдать от недостатка корма. В заповедниках и организованных охотничьих хозяйствах в это время производят подкорм зверей (преимущественно копытных) и некоторых птиц. Животные регулярно посещают места выкладки кормов, где их с успехом можно снимать из скрадков.

   Ходовая охота. Продолжается съемка следов, причем интересно сопоставление следов, снятых в начале зимы, со следами по глубокому снегу. При образовании твердого наста, если небольшой снегопад запорошит его тонким слоем свежего снега, то следы на нем отпечатываются особенно четко — такой случай не следует пропускать без внимания.

   Расширяется возможность съемки с подхода зимующих птиц. Для любителей цветного фотографирования хорошими объектами являются снегири, свиристели и синицы.

   Календарные сроки. Январь — середина марта.

   В марте сильнее пригревает солнце, начинается капель, заметно оживляются птицы, все явственнее признаки приближающейся весны. Фотоохотник в это время готовится к началу весенней охоты — годовой цикл фотоохоты замыкается...

Весна - Лето - Осень - Зима


Alik ©
All rights reserved - все права защищены
Design by Hodoki ©
This page is located at http://macrophoto.narod.ru

 
Используются технологии uCoz