Человек с фотоаппаратом

НЕОБЫЧНЫЕ КАМЕРЫ ШИРОКИХ ФОРМАТОВ

Интерес к широкоформатным и панорамным фотоаппаратам в последние годы сильно вырос. Это привело к появлению ряда новых любопытных моделей любительских и профессиональных камер.

   Долгое время основной панорамной камерой, причем не только у нас в стране, был "Горизонт" производства Красногорского завода. Он ведет свое происхождение от камеры ФТ, созданной известным оружейником Ф. В. Токаревым.

   Камеры ФТ имели объектив с фокусным расстоянием 50 мм (другого тогда просто не было) и позволяли получать на обычной кинопленке шириной 35 мм изображение 24 * 110 мм, то есть с отношением сторон почти 1:4,5. Сменивший ее "Горизонт" имел кадр 24 * 58 мм и высококачественный объектив с фокусным расстоянием 28 мм. У обеих моделей корпус был металлический и объектив поворачивался вокруг оси, параллельной короткой стороне кадра. Угол зрения обеих камер был 120о.

   В последние годы появилась камера, формат которой рассчитан на увеличители 6 * 7 см. Выпустила ее шведская фирма "Хассельблад". Эта камера тоже снимает на кинопленку шириной 35 мм, делая кадр 24*65 мм.

   "Хассельблад" имеет неподвижный объектив с фокусным расстоянием 45 мм - для панорамных снимков и 90 мм - для портрета (для этого предусмотрен переход на формат кадра 24 * 36). Эта камера, называющаяся "Х-пан", измеряет экспозицию по свету, прошедшему через объектив, ее автоматика работает с приоритетом диафрагмы, позволяя также установить выдержку и диафрагму вручную и провести коррекцию экспозиции. Шторно-щелевой затвор отрабатывает выдержки от 1/8 до 1/1000 секунды. Выдержка синхронизации со вспышкой 1/125 секунды. Наводка на резкость - по оптическому дальномеру. Состояние камеры контролируется по двум экранам: в видоискателе и на задней стороне камеры. Протяжку пленки и взвод затвора производит электромотор, позволяя сделать за секунду два панорамных снимка и три обычного формата с автоматическим изменением экспозиции.

   Снимки довольно высокого качества дает "Горизонт 205". К сожалению, весит он около трех килограммов, что делает его, по существу, специализированным фотоаппаратом. Кроме того, самая короткая его выдержка 1/60 секунды не позволяет снимать с рук даже неподвижные объекты и использовать свойства высококачественного объектива (55 мм, светосила 3,5, резкость по центру 58 линий/мм). Размер изображения 6 * 11 см, угол зрения 120о

   Значительно больший размер кадра - 6 * 17 см - у камеры "GХ617 профессиональ" японской фирмы "Фуджи". Угол зрения зависит от объективов, которых четыре. Камера весит 1270 г, каждый объектив - 1000-1300 г. Угол панорамирования - около 90о для объектива с фокусным расстоянием 90 мм (светосила 5,6). Нормальный объектив камеры "GХ617" имеет фокусное расстояние 180 мм (угол зрения - около 52о), длиннофокусный - 300 мм (33о), универсальный - 105 мм (80о). Относительное отверстие около 4,5, а у длиннофокусного даже 6,4 позволяет получить при сильном диафрагмировании особо большую глубину резкости. Но при этом приходится снимать со штатива с длинными выдержками даже на высокочувствительную пленку. Диапазон выдержек, отрабатываемых встроенными в объективы центральными затворами, - от 1 до 1/500 секунды. Предусмотрена выдержка "от руки". Спуск производится электромагнитом, работающим от батарейки. Взвод затвора, наводку на резкость, перемотку пленки и установку диафрагмы осуществляют вручную. Ни дальномера, ни экспонометра у камеры нет; для каждого объектива требуется свой видоискатель. На верхней части камеры имеется уровень, по которому камеру устанавливают горизонтально. Чтобы уменьшить неравномерность экспонирования при съемке короткофокусными объективами, к камере прилагается нейтральный оттененный светофильтр с повышенной плотностью в центральной части.

   Ограждение из алюминиевых стержней оберегает объективы от повреждения, но значительно затрудняет установку диафрагмы, выдержки и наводку на резкость, особенно зимой, когда приходится работать в перчатках. Смена объективов не вызывает затруднений, поскольку они крепятся на откидных винтах с удобной накаткой.

   Интересна автофокусная камера "Мамия 645 AF" формата 4,5 * 6 см. Она позволяет делать панорамные снимки короткофокусными объективами с углом зрения около 90о. Наводка на резкость вблизи, при съемке малоконтрастных сюжетов и при плохом освещении производится с помощью встроенного инфракрасного локатора, в остальных случаях - пассивно. Камера может снимать подвижные объекты в режиме сопровождения, учитывая перемещение снимаемого предмета за время подъема зеркала.

   Вертикальный металлический шторно-щелевой затвор имеет минимальную выдержку 1/4000 секунды, максимальную отрабатывает автоматически 4 секунды, а вручную - до 30 секунд. Предусмотрены выдержки В ("от руки") и Х (затвор закрывает повторное нажатие на спуск). Выдержка синхронизации 1/125 секунды. Перед сменой магазина затвор автоматически открывается, предохраняя шторки от повреждения.

   Экспозицию камера замеряет по свету, прошедшему через объектив. Замер производится по выбору средневзве шенным интегральным или точечным способом, возможен и автоматический переход от одного способа к другому. Это облегчает получение правильной экспозиции высококонтрастных сюжетов с возможностью ее ручной корректировки. Память камеры позволяет производить точечный замер по любой части сюжета. Работа возможна в режиме приоритета выдержки или диафрагмы либо по программе, когда пару выдержка - диафрагма выбирает камера.

   Пленка помещается в приставную кассету (магазин). Протяжка пленки и взвод затвора производятся только от встроенного электромотора, что может вызвать сбои, например, в дождь или при низких температурах. Камера делает на один кадр больше, чем предшественница на пленке формата 120, а на пленке формата 220 - на два. Для перехода от одного типа пленки к другому достаточно передвинуть флажок указателя. Подмотку ракорда на приемную катушку камера делает автоматически.

   Сменные объективы камеры сохранили те же фокусные расстояния, что и у предшественницы. Новые объективы с длиной больше 120 мм имеют внутреннюю фокусировку, короткофокусные - плавающую. Последнее позволило значительно уменьшить у них дисторсию и сократить минимальную дистанцию наводки на резкость. Линзы новых объективов не содержат свинца и арсенидов, что соответствует рекомендациям по защите окружающей среды.

   К камере "Мамия 645 AF" подходят и объективы от предшествующей модели. При этом замер экспозиции возможен только при рабочей диафрагме, что не всегда удобно. На экран видоискателя выводится обычная информация светящимися цифрами и пиктограммами. На кассете имеется жидкокристаллический дисплей, который функционирует и при ее отсоединении от камеры. Основная информация контролируется и по экрану на корпусе камеры; при плохом освещении он подсвечивается.

   Управление вспышками производится через адаптер системы "Метц SCA 3000", но можно пользоваться и обычным синхрогнездом. В этом случае управление вспышкой с замером света через объектив невозможно.

   У камеры предусмотрена возможность использования матрицы ПЗС, позволяющей получить весьма высококачествен ные снимки в цифровой форме.

   Несмотря на металлический корпус камеры, ее вес с нормальным объективом (80 мм, угол зрения 47о) всего лишь 1700 граммов. Основной недостаток камеры - несъемная пентапризма. Это затрудняет съемку аппаратом, поднятым над головой, и с уровня земли (правда, для этого предусмотрен угловой видоискатель).

   Многоформатная камера GX680III и ее упрощенная модель GX680IIIS не имеют автоматической наводки на резкость, но позволяют получить высококачественное изображение.

   Максимальный формат их кадра 6 * 8 см, а маски для приставных кассет позволяют получать форматы 6 * 7, 6 * 6 и 4,5 * 6 см. Упрощенная модель позволяет получить масштаб изображения примерно 1:1 едва ли не с половиной сменных объективов, а основная кроме этого дает возможность корректировать перспективу.

   К камере выпускается 15 сменных объективов с фокусным расстоянием от 50 до 300 мм, что соответствует 23-137 мм для кадра 24 * 36 мм. Вес корпуса камеры 2690 граммов; самый легкий объектив с фокусным расстоянием 125 мм, светосила 5,6, весит 545 граммов. Полный комплект камеры GX680III, включая видоискатель, мех и т. д., весит немного больше 4600 граммов.

   Во все объективы встроен электронный затвор, отрабатывающий выдержки от 8 секунд до 1/1400 секунды. Замер экспозиции проводится камерой по свету, прошедшему через объектив. Возможна ручная установка выдержки и диафрагмы. Светочувствительность пленки вводится в камеру автоматически по БАР-коду.

   Объективы крепятся в держателе, который связан с корпусом камеры мехом и передвигается по цилиндрическим направляющим. В основной модели держатель может перемещаться относительно центра кадра (на 15 мм вверх и в сторону и на 13 мм вниз) и наклоняться во все стороны в пределах 12о. Все это позволяет значительно корректировать перспективу и фотографировать без искажений с самых неожиданных точек. Например, театральная сцена, снятая из бокового прохода, выйдет так, как при съемке с центра зала. Однако, чтобы сильно трансформировать изображение, приходится менять мех и направляющие штифты. Камера имеет несколько сменных видоискателей. Основной с откидной шахтой и видоискатель для макросъемки имеют традиционную лупу; угловой видоискатель облегчает съемку с рук.

   Пленка заряжается в кассету при помощи вставки, которую можно использовать для пленок типа 120 и 220. Зарядка упрощенная, без необходимости совмещать метки на ракорде и на вставке. Кассета имеет жидкокристал лический дисплей с подсветкой, контролирующий режим работы, тип пленки, число отснятых кадров, их порядковый номер и т. д. Такой же экран есть и на корпусе камеры.

   Камера может впечатывать в край пленки за пределами изображения день и время съемки, экспозиционные параметры и номер кадра. Она подает акустические сигналы, когда на пленке остается только один кадр, неправильно установлена экспозиция или возник сбой в работе.

   Протяжка пленки и взвод затвора производятся от встроенных электродвигателей. Это позволяет камере снимать серией со скоростью примерно кадр в секунду. Ее поворотная кассета позволяет получить на пленке типа 120 девять кадров формата 6 ґ 8 см, десять кадров формата 6 * 7 см, двенадцать кадров формата 6 ґ 6 см и шестнадцать кадров формата 4,5 * 6 см. На пленке типа 220 число кадров удваивается.

   Как это неожиданно ни звучит, появились аппараты вообще без корпуса. Такую камеру выпускает "Хассельблад", она представляет собой держатель объектива, соединенный мехом с держателем стандартной кассеты для пленки. Их относительное положение можно изменять в очень широких пределах. Наводка на резкость производится по матовому стеклу, которое ставится вместо кассеты или по дистанционной шкале. Эта камера отличается крайне малым весом и размерами, никакой электроники она не имеет и в сложенном положении занимает очень мало места. Для нее пригодны объективы только со встроенным центральным затвором, хотя на малочувствительную пленку можно снимать и дедовским способом, открывая на время экспозиции крышку объектива.

А. ВОЛГИН.


Используются технологии uCoz